Вторник, 19.03.2024, 09:32:22
Приветствую Вас Гость | RSS

АвтоПравоUA - Закон на вашей стороне дороги

Поиск по сайту
Наш опрос
Обязан ли водитель передавать свои документы в руки инспектору ГАИ Украины?
Всего ответов: 1699
Войти
Интесные статьи
[01.06.2012]
Как гражданину Украины можно законно ездить на нерастаможенной иномарке 
[02.05.2012]
Инструкция для ГАИ, которую должен знать водитель - 111 приказ МВД 
[02.06.2012]
С 1 июня ввоз автомобилей в Украину осуществляется по новым правилам 
[24.05.2011]
Проверка водителя на алкоголь: тонкости и нюансы 
[12.05.2012]
Что будет если… купить автомобиль-двойник 
[03.04.2012]
Проблемы при временном ввозе автомобиля на таможенную територию Украины 
[30.10.2011]
Когда нужно показывать гаишнику страховку? 
[05.04.2012]
За границу не владельцу автомобиля можно выезжать без временного регистрационного талона 
[11.05.2011]
Можно ли оспорить показания радара ГАИ? 
[11.03.2012]
ГАИшник может проверить документы только при подозрении в правонарушении 
[16.02.2012]
Может ли ГАИ останавливать автомобили на направляющих островках и островках безопасности? 
[17.06.2011]
Гаишные подставы: превышение скорости движения! 
[10.11.2011]
Что будет если вовремя не оспорить и не оплатить штраф ГАИ 
[07.08.2012]
ГАИ переписала под себя 111 Приказ МВД 
[10.11.2011]
Как обжаловать штраф ГАИ?(ВИДЕО) 

Главная » 2012 » Апрель » 3 » Проблемы при временном ввозе автомобиля на таможенную територию Украины
10:14:17
Проблемы при временном ввозе автомобиля на таможенную територию Украины

Проблемы временного ввоза транспортных средств на территорию Украины

Одна из проблем, возникающих при временном въезде нерезидентов на территорию Украины, например, с целью отдыха, связанная с временным ввозом собственных транспортных средств, находящихся на постоянном учете в соответствующих регистрационных органах иностранных государств.

Суть проблемы

Граждане других государств (иностранцы), а также граждане Украины и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Украины, в том числе те, которые временно находятся на территории Украины (ст. 1 Закона "О порядке ввоза (пересылки) в Украину , таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины "), пользуясь во время визита в Украину собственным автотранспортом, рискуют отправиться домой уже без автомобиля.

Существует практика применения судами Украины административного взыскания, предусмотренного ст. 336 Таможенного кодекса Украины, в виде конфискации в доход государства транспортных средств как непосредственных объектов нарушения таможенных правил за осуществление операций с транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, а именно пользование и распоряжение ими без разрешения таможенного органа.

При этом работники таможен и судьи местных судов распространяют содержание указанной статьи ТКУ даже лиц, которые фактически являются владельцами или совладельцами конкретного транспортного средства, при условии его ввоза в Украину другими лицами - нерезидентами по поручению последних.

Частный случай

Чтобы не попасть в эту ситуацию, иностранцу следует помнить, что незнание законов не освобождает от юридической ответственности, а потому, конечно, прежде чем въезжать в Украину на автомобиле, необходимо ознакомиться с порядком пересечения государственной границы Украины, условиями временного ввоза транспортных средств на ее таможенную территорию и особенностями передачи этих транспортных средств другим лицам. Временами даже не само законодательство в этой части, а его неоднозначная трактовка и практика применения таможенными и судебными органами без учета международных конвенций доходят, мягко говоря, до абсурда. В свете приближения Евро-2012 и ожидания большого количества иностранных гостей мы попытались разобраться в конкретной ситуации, с которой граждане Литвы столкнулись в ноябре 2011 г. в Киевской области. На территории аэропорта Борисполь работники Государственной автоинспекции задержали, а впоследствии по постановлению Бориспольского горрайонного суда Киевской области конфисковали в пользу государства автомобиль "БМВ" литовской регистрации.

Так, наши друзья из Литвы имеют общий бизнес с гражданами Украины, который требует частых визитов в страну. Находясь длительное время в Киеве, имея в собственности автомобиль у себя на родине и испытывая постоянную необходимость в транспортном средстве, гражданин Литвы Брайве попросил своего коллегу Станелиса, который в то время также собирался выезжать из Вильнюса в Киев, приехать на автомобиле, принадлежащем Брайве, на основании ранее выданной ему доверенности на управление, что последний и сделал. Пересекая границу Украины на указанном автомобиле и прибыв в Киев, Станелис передал автомобиль его фактическому владельцу, указанному в свидетельстве о регистрации, - Брайве. При этом поехать автомобилем назад в Литву Брайве планировал в срок, не превышающий двух месяцев. Именно с момента передачи Брайве его собственного автомобиля начались проблемы. Автомобиль под управлением Брайве был остановлен сотрудниками ГАИ в аэропорту Борисполь, к которому он приехал встретить друзей. Основанием для задержания стало то, что автомобилем управлял не лицо-нерезидент, который ввозил его в Украину, а другое лицо, которое хотя и является владельцем этого транспортного средства, но самостоятельно не ввозило его из-за границы. Т.е. Брайве управлял транспортным средством, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов. На этом основании работники Киевской областной таможни составили протокол о нарушении таможенных правил, предусмотренных ст. 336 ТКУ, свидетельство о регистрации изъяли, а автомобиль поставили на штрафплощадку. Особое разочарование ждало г Брайве в Бориспольском районном суде Киевской области, от которого он ждал восстановления справедливости и защиты прав как собственника имущества. Но судья, в производство которого поступило это дело об административном правонарушении, вообще не слушал объяснений господина Брайве и по результатам трехминутного судебного заседания огласил постановление о конфискации автомобиля как предмета нарушения таможенных правил, а в тексте постановления как основание для этого отметил якобы непристойное поведение иностранного гражданина и якобы высказанное им неуважение к украинскому законодательству, хотя в действительности этого не было.

Обращаясь к законодательству

Чтобы понять абсурдность указанной ситуации и получить ответ на вопрос, может ли иностранец - нерезидент Украины пользоваться на его территории собственным имуществом, хотя он и не ввозил его самостоятельно, проанализируем действующее украинское законодательство. Основными законодательными актами, регулирующих порядок ввоза на таможенную территорию Украины гражданами личных вещей и транспортных средств, в частности, международная Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 1990; далее - Конвенция), к которой Украина присоединилась согласно Закону от 24.03.2004 г. № 1661, ТКУ и Закон, упомянутый выше.

Статьей 336 ТКУ, которая называется "Неправомерные операции с товарами, транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими", предусмотрено, что осуществление операций с товарами, транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, а именно изменение их состояния, пользование и распоряжение ими без разрешения таможенного органа, за исключением операций, указанных в ст. 331, 337 настоящего Кодекса, влечет на граждан в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или конфискацию этих товаров, транспортных средств, а на должностных лиц предприятий наложение штрафа в размере от 100 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан или конфискацию этих товаров , транспортных средств.

Кто имеет право пользоваться на территории Украины транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем? Разрешение на временный ввоз на таможенную территорию Украины (временный вывоз за пределы таможенной территории Украины) под обязательства об обратном вывозе допускается, в частности, относительно транспортных средств, используемых исключительно для перевозки пассажиров и товаров через таможенную границу Украины. При этом решение о допуске товаров к перемещению через таможенную границу Украины в режиме временного ввоза (вывоза) принимается таможенным органом в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины (ч. 1 ст. 207 ТКУ).

Порядок ввоза, таможенного оформления и налогообложения транспортных средств, ввозимых гражданами на таможенную территорию Украины, устанавливает, в частности, Закон. Согласно чч. 2-5 ст. 11 Закона временный ввоз транспортных средств разрешается гражданам-нерезидентам для собственных потребностей сроком до одного года.

Транспортные средства, временно ввезенные под письменное обязательство об обратном вывозе, не могут быть переданы во владение или пользование другим лицам. Такие транспортные средства могут быть оформлены для постоянного пользования после уплаты соответствующих налогов и сборов, предусмотренных законодательством при ввозе транспортных средств для свободного использования.

Временный ввоз транспортных средств разрешается при наличии документа, подтверждающего их регистрацию за пределами Украины. В случае невыполнения этого условия указанные транспортные средства подлежат таможенному оформлению для постоянного пользования. Транспортные средства, временно ввезенные гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины для собственного пользования на срок, превышающий два месяца, подлежат регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины, кроме случаев, определенных Кабинетом Министров Украины.

Также совместным приказом Государственной пограничной службы Украины и Государственной таможенной службы Украины от 11.06.2008 г. № 505/642, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14 августа 2008 г. № 753/15444, утверждены Технология пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу для автомобильного сообщения (далее - Технология). Согласно п. 2.2 Технологии транспортное средство останавливается один раз на линии паспортного контроля. После проведения должностным лицом Государственной пограничной службы Украины проверки документов должностное лицо таможенного органа информирует гражданина-нерезидента, который ввозит на территорию Украины транспортное средство личного пользования, находится на постоянном учете в регистрационных органах иностранных государств, о необходимости ознакомления с условиями временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины, сведения о которых размещены на информационных стендах, а наличие последних перед зоной таможенного контроля и непосредственно в этой зоне предусмотрено п. 9.6 технологии.

Гражданин-нерезидент, который временно ввозит транспортное средство личного пользования, находится на постоянном учете в регистрационных органах иностранных государств, не предоставляет письменного обязательства об обратном вывозе транспортного средства. Гражданин Брайве такого обязательства также не предоставил, и таможенные органы Украины такого обязательства от него не требовали.

Таможенный контроль осуществляется должностным лицом таможенного органа путем визуального осмотра транспортного средства, проверки документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство (или пользование им), регистрационных (технических) документов, документов, подтверждающих постоянное место жительства лица, а также внесения в соответствующий электронного журнала таких сведений, как: марка, модель, Ф.И.О. и место жительства водителя, регистрационный номер транспортного средства (при наличии соответствующих технических средств контроля заносится автоматически по результатам сканирования или корректировки) VIN-код транспортного средства.

Наднациональные правила

Итак, все очень запутанно, поэтому с помощью действующего законодательства Украины получить однозначный ответ о правомерности пользования иностранным гражданином в конкретных условиях личным автомобилем сложно. Но международные договоры имеют преимущество над национальным законодательством, ведь ч. 2 ст. 19 Закона "О международных договорах" от 29.06.2004 г. № 1906-IV предусмотрено: "Если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора ". Статья 7 ТКУ определяет: если международным договором Украины, заключенным в установленном законом порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. Статьей 13 Закона предусмотрено: если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дана Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

В 2004 г. согласно Закону от 24.03.2004 г. № 1661 Украина присоединилась к Конвенции - международно-правового документа, который устанавливает унифицированные положения о временном ввозе. Так, согласно п. 2 ст. 2 и ст. 15 Конвенции режим временного ввоза предоставляется с общим условным освобождением от ввозной пошлины и налогов и без применения ввозных ограничений экономического характера. Каждая из договаривающихся сторон (стран-участниц Конвенции) уменьшит таможенные формальности, касающиеся льгот, предусмотренных настоящей Конвенцией. Таким образом, правила Конвенции в случае их противоречия законодательству Украины, в том числе Закону, имеют приоритет.

Согласно ст. 2 Конвенции пользуются правом временного ввоза, в частности, транспортные средства коммерческого или частного использования (п. "а" ст. 2 Приложения С отношении транспортных средств указанной Конвенции).

При этом "коммерческое использование" означает платную перевозку лиц или промышленное или коммерческое платное или бесплатное перевозки грузов, а "личное использование" означает перевозку лицом исключительно для личных нужд. Транспортные средства частного использования должны быть зарегистрированы на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, постоянно проживающими на этой территории. Временный ввоз транспортных средств разрешается без предъявления таможенного документа и гарантии.

Несмотря на положения ст. 5 настоящего Приложения, транспортные средства коммерческого использования могут использоваться третьими лицами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза и осуществляющие свою деятельность в пользу последнего, даже если они зарегистрированы или проживают на территории временного ввоза. И самое важное для нашего случая: транспортные средства частного использования могут использоваться третьими лицами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза. Каждая договаривающаяся сторона (страна - участница Конвенции, которой является и Украина) может позволить такое использование лицом, постоянно проживающим на ее территории, в частности, если она использует транспортное средство от имени и согласно инструкциям пользователя права временного ввоза.

Так, согласно Конвенции есть все основания полагать, что транспортные средства частного использования могут использоваться третьими лицами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза, то есть на временно ввезенные транспортные средства в Украине можно выдавать еще и доверенность. Конечно, если таким третьим лицом является владелец этого транспортного средства, использование его на территории Украины в личных целях в любом случае не может считаться нарушением таможенных правил. К сожалению, Конвенцию граждане знают мало, а украинские чиновники не заинтересованы в распространении таких знаний. Но не хотелось бы испытывать стыд перед иностранными гражданами, тысячи которых, приехав в Украину на Евро-2012, поедут домой без собственных автомобилей, затаив обиду на нашу страну.

Вместо заключения

Гражданин Брайве стал жертвой непонимания и неправильного применения украинскими таможенниками таможенного законодательства, без учета действующего международного договора, на что судья Бориспольского междугородной суд Киевской области не обратил внимания и еще конфисковал у человека его собственный автомобиль. Кстати, постановление Бориспольского горрайонного суда Киевской области было изменена судом апелляционной инстанции, в которой господин Брайве обратился с апелляционной жалобой с помощью отечественных юристов, а именно: конфискация автомобиля была заменена штрафом в размере 1700 грн.

Как пояснил председательствующий судья Апелляционного суда Киевской области, изменяя упомянутое постановление на штраф, он пожалел г Брайве, который, по мнению суда апелляционной инстанции, все же является правонарушителем и не имел права пользоваться в Украине своим автомобилем, что мог делать исключительно господин Станелис. При этом ссылка представителя Брайве в судебном заседании на содержание Конвенции суд оставил без внимания как, якобы не касающееся предмета дела.

Странно и то, что представитель Киевской областной таможни в судебном заседании только разводил руками, ссылаясь на "такие вот украинские законы". Когда же его спросили о Конвенции и факте присоединения к ней Украины, разъяснительном письме Государственной таможенной службы Украины от 27.12.2007 г. № 11/2-10/13209-ЕП начальникам региональных таможен, информационном письмо Министерства иностранных дел Украины от 20.07. 2004 г. № 72/13-612/1-3228 относительно вступления в силу международными договорами, указанный представитель таможни ответил, что никогда об этом не слышал.

Возникает логичный вопрос: кто должен выполнять международные соглашения, к которым присоединилась Украина? Или, возможно, сначала лучше получить ответ на вопрос, кому выгодно их соблюдать и конфисковывать у шокированных иностранцев их собственность? Ждем Евро.

Андрей Климчук, "Правовий тиждень"

Просмотров: 20601 | Добавил: Urri | Теги: Стамбульская конвенция о временном , нерезидент, резидент, Таможня Украины, временный ввоз автомобиля на таможе
...
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новые штрафы ГАИ
радар "Визир" врет
Нет права у ГАИ
Про ГАИ Украины