Ликбез водителю: что делать, когда гаишник неправ
Водители выполняют незаконные требования из-за того, что не знают законодательства
Автолюбители все чаще и чаще жалуются на некорректное поведение сотрудников Госавтоинспекции: останавливают без видимой причины (даже если водитель не нарушал ПДД), требуют необязательные документы (например, у одного из наших читателей попросили... таможенную декларацию о ввозе машины), своеобразно формулируют пункты правил (один из столичных гаишников потребовал у водителя взятку за то, что тот ехал со скоростью 70 км/час, сославшись на «новые правила» и требования дорожного законодательства...).
Наибольшее число претензий водителей, звонивших нам в редакцию, связано с несправедливыми обвинениями в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. «Меня остановили среди ночи и сказали, что вид бледный, а глаза стеклянные. Сказали, что повезут к врачу и забрали права. Не употребляла, но сама не знаю, почему дала инспекторам 1,5 тыс. грн. Меня «развели», — жалуется автомобилистка из Киева Алена В.
Чаще всего водители дают взятки по той причине, что просто не знают, как себя вести. В пресс-службе ГАИ рассказали нам, что в случае злоупотреблений либо некорректного поведения со стороны инспекторов нужно жаловаться по телефонам «горячей линии» (указан на борту патрульного авто — в каждом регионе он свой) — по каждому обращению проводят проверку.
Но как понять, какое требование законно, а какое — нет? Этот вопрос «Сегодня» выясняла с помощью адвокатов Владимира Караваева, Алексея Святогора, Вадима Володарского и личного опыта. А также составила советы. Сразу оговоримся, что они рассчитаны на законопослушных водителей. Ведь несоблюдение ПДД приводит к трагедиям.
Скоро на сайте: Шесть аргументов водителя против незаконных претензий со стороны ГАИ
КАК ЗАСТАВИТЬ ИНСПЕКТОРА БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ
Нужно понимать, что водитель обязан выполнить лишь законные требования инспектора, то есть прямо прописанные в нормативно-правовом акте. Любые другие требования являются незаконными, следовательно, на них можно и нужно жаловаться.
УСТНАЯ УГРОЗА. Отметим, что работники ГАИ жалоб боятся. Дело в том, что чем их больше, тем хуже для карьеры, также могут не дать премию либо вообще уволить, если жалуются слишком много.
Поэтому, если инспектор не прав, мы настоятельно рекомендуем сообщить ему об этом, а также то, что вы будете жаловаться в письменном виде на его незаконные действия. И напомнить, что минимальная ответственность за «Превышение власти либо служебных полномочий» согласно ст. 365 Уголовного кодекса — исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок от двух до пяти лет. А по факту поступления жалобы в письменном виде всегда проводится служебная проверка, в ходе которой могут найти у этого инспектора еще какие-то нарушения. Так что обычно инспектор сразу же становится вежливым и законопослушным.
ПИСЬМЕННАЯ ЖАЛОБА. Иногда свою угрозу приходится подкреплять конкретными действиями — слишком горячего испектора легко остудить, если при нем достать чистый лист бумаги, написать по центру слово «Жалоба» и попросить предьявить служебное удостоверение, чтобы заполнить «бланк». А если еще и достать чистый конверт с наклеенной на него почтовой маркой и спросить почтовый адрес подразделения, где он служит и, заодно, районной прокуратуры... В 90% случаев инспектор становится очень вежливым и пытается «договориться полюбовно».
Один из читателей газеты, Игорь Королев, говорит, что он возит с собой в машине несколько образцов жалоб, в которых оставил свободные места для данных инспектора. По его словам, последний раз, когда он такой бланк достал, инспектор предложил помириться и даже угостил его кофе. К слову, когда упомянутая в начале статьи автомобилистка Алена, которую развели на 1,5 тыс. грн, на следующий день написала на испекторов заявление в милицию, реакция была моментальной — каким-то образом гаишники-взяточники выяснили, где она живет, приехали к ней под дом вместе со своим начальником, отдали все деньги и упросили забрать заявление.
Дело в том, что согласно ст. 369 Уголовного Кодекса, человек, давший взятку, освобождается от ответственности, если он добровольно сообщил об этом в правоохранительные органы. А вот сотрудникам ГАИ грозило от увольнения до 5 лет лишения свободы.
ЕСЛИ РАСПУСКАЕТ РУКИ. Увы, не все сотрудники ГАИ способны контролировать свои эмоции — известны случаи, когда дело доходило до угроз физической расправы и даже рукоприкладства. В этом случае звоните с мобильного 102 и заявляйте, что на вас напали. Причем сделать это можно даже после того, как конфликт, по мнению гаишника, исчерпан, и вы вроде бы «разошлись» — в милиции попросят написать заявление со всеми вытекающими. Напомним, что столичного гаишника, который силой вытащил автомобилиста из машины в декабре 2010-го года, осудили на 3,5 года тюрьмы с испытательным сроком 2 года и лишением милицейского звания.
КАК ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА ГАИШНИКА
1. Написать жалобу
ОБРАЗЕЦ
Начальнику __________________ (Подставить должность начальника и адрес органа ГАИ в регионе)
От: _____________ (Написать свои ФИО и контакты)
ЖАЛОБА
«___» 2012 г., (поставить дату и место события) во время управления автомобилем (поставить марку, модель, госномер) меня остановил сотрудник ГАИ (поставить его данные из удостоверения — ФИО, звание, должность либо номер нагрудного знака, либо номер патрульного авто). Когда я, реализовывая свое право, предусмотренное ч. 1 ст. 16 Закона Украины «О дорожном движении», захотел узнать причину остановки, то получил ответ «Проверка документов». Однако такая причина не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом. Очевидно, инспектор ГАИ нарушил закон, превысил свои служебные полномочия, а также нарушил мои права участника дорожного движения.
ПРОШУ: 1. Принять меры дисциплинарного характера по отношению к данному сотруднику 2. Дать ответ в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 20 Закона Украины про «Обращения граждан»
2. Запечатать ее в конверт, наклеить марку и отправить по адресу подразделения ГАИ, где служит инспектор
3. Если в течение 30 дней не пришел ответ, можно писать жалобу в прокуратуру по месту жительства.
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ГАИ: +38044-272-46-59, http://www.sai.gov.ua/ua/regions.htm
|