Некачественный ремонт авто. Как добиться компенсации? Перспективы добиться компенсации зависят от того, как были оформлены отношения с СТО и сохранилась ли документация, связанная с этим вопросом: договор, наряд-заказ, акт приема автомобиля после выполнения работ, квитанция об оплате и т. д. Если эти документы есть в наличии, то шансы на получение компенсации существенно увеличиваются.
В идеале ремонт, например, двигателя должен был быть оформлен в соответствии с требованиями Правил предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств. Этим документом предусматривается следующий порядок оформления отношений между заказчиком работ и их исполнителем (СТО):
1) заключается договор на производство работ (он может быть как письменный, так и устный) либо составляется наряд-заказ на осуществление работ (по форме, установленной приложением 1 к Правилам);
2) подписывается акт приема-передачи автомобиля от заказчика к исполнителю (по форме, приведенной в приложении 2 к Правилам), один из экземпляров которого остается у заказчика;
3) составляется смета расходов, подписываемая сторонами;
4) исполнитель может выставить заказчику счет-фактуру, если счет-фактура не выставлялась, факт оплаты услуг подтверждается соответствующей квитанцией или актом приема-передачи автомобиля от исполнителя заказчику;
5) по завершению ремонтных работ подписывает акт-приема передачи автомобиля от исполнителя к заказчику по форме, приведенной в приложении 3 к Правилам);
6) исполнитель передает заказчику гарантийный талон, справку-счет на установленные номерные детали (в случае если они приобретались исполнителем), справку о цвете автомобиля (если он менялся при ремонте), акт приема-передачи на устанавливавшееся газовое оборудование и т. п.
При этом стоит обратить внимание на п. п. 43 - 45 Правил, устанавливающие гарантийные обязательства СТО. Ремонтники гарантируют:
1) исполнение предусмотренных договором (нарядом-заказом) услуг в полном объеме;
2) соответствие автомобиля и его составляющих требованиям нормативных документов (причем СТО обязано указывает гарантийный срок на комплектующие).
Эти обязательства фиксируются либо в специальном гарантийном талоне, либо в наряде-заказе, либо в акте приема-передачи автомобиля, оформляемом после ремонта.
Если установленный гарантийный срок не истек, то заказчик имеет право в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» требовать либо повторного ремонта двигателя, либо уменьшения цены работ СТО, либо компенсации затрат, понесенных в связи с ремонтом. Что именно потребовать, выбирает заказчик.
Свои требования необходимо предъявлять СТО как исполнителю работ.
Отметим, что применение Закона «О защите прав потребителей» невозможно, если в отношениях с СТО заказчик выступал как физлицо-предприниматель, поскольку в таком случае он не является потребителем в понимании ст. 1 Закона «О защите прав потребителей».
В этом случае, а также, если гарантийный срок уже истек, необходимо опираться на нормы Гражданского кодекса. Как правило, осуществление ремонта оформляется договором подряда.
Согласно ст. 857 Гражданского кодекса результат работы подрядчика должен:
1) отвечать требованиям к качеству, установленным договором, нормативными актами или обычаям делового оборота на момент принятия работы заказчиком;
2) быть пригодным к использованию по назначению на протяжении разумного срока.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, заказчик на основании ст. 858 Гражданского кодекса имеет право требовать от подрядчика то же самое, что и потребитель. Кроме того, подрядчик может вместо этих путей компенсации просто переделать работу с возмещением убытков заказчика, вызванных задержкой.
Теперь о порядке требования возмещения. Сначала стоит обратиться на СТО. Если они готовы пойти на встречу и решить проблему, то все в порядке.
Если же нет, то придется обращаться в суд. При этом опять-таки играет роль, идет ли речь о защите прав потребителя или о взыскании компенсации за некачественно выполненную работу по договору подряда.
Прежде всего, если речь идет о защите прав потребителя, то необходимо обращаться в суд общей юрисдикции. При этом иск может быть подан как по месту нахождения СТО (ч. 2 ст. 109 Гражданского процессуального кодекса), так и по месту проживания заказчика (ч. 5 ст. 110 Гражданского процессуального кодекса). Также по такому иску не подлежит уплате судебный сбор (ч. 3 ст. 22 Закона «О защите прав потребителей»).
Если же речь идет о взыскании компенсации за ненадлежащее исполнение договора подряда, то ситуация несколько иная. В первую очередь, начинает играть роль, в каком качестве заказчик выступал в отношениях с СТО. Если он выступал как «обычное» физлицо, то он обязан обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Если же он фигурирует в договоре как физлицо-предприниматель, то обращаться придется в хозяйственный суд опять-таки по месту нахождения ответчика. Кроме того, в любом случае такой иск будет считаться имущественным и, соответственно, необходимо будет уплатить судебный сбор. Также стоит обратить внимание, что ст. 863 Гражданского кодекса устанавливает для таких исков срок исковой давности в один год.
К тому же перед обращением в суд надо обязательно заказать автотехническую экспертизу, которая должна ответить на следующие вопросы:
1) Что именно сломалось?
2) Почему это произошло? (некачественная деталь, некачественная работа моториста и т. д.)
3) Сколько стоит устранить такую поломку?
Именно ее результат будет базовым аргументом для указания суммы ущерба (следовательно, и цены иска), а также для подтверждения того, что работа была выполнена некачественно. Без проведения такой экспертизы вряд ли удастся доказать эти обстоятельства.
Александр Попов, главный редактор аналитического еженедельника "ЮРИСТ &ЗАКОН"
|