Действия инспекторов ГАИ Украины направлены не столько на предотвращение аварий, сколько на собственное обогащение, - эксперты
Украину накрыла новая волна кровавых ДТП - расплата за наглость и безграмотность водителей, умноженные на скверные дороги и алчность ГАИ, - пишет Екатерина Иванова в № 32 журнала Корреспондент от 17 августа 2012 года.
Нил Кэмпбелл, владелец украинского издательского дома PAN Publishing, ездит по Киеву исключительно на общественном транспорте и такси. Хотя у него большой водительский стаж, он проехал на личном автомобиле сотни тысяч миль в разных странах мира, включая Мексику и Шри-Ланку, а там, по его словам, условия вождения - хуже некуда.
"Я не был нигде [в мире], где водители были бы настолько эгоистичны, невоспитанны и опасны”, - объясняет Кэмпбелл свою осторожность.
Стиль вождения, который доминирует в Украине, он характеризует фразой "я первый!”: мол, многие водители в желании добраться до места назначения как можно быстрее, пренебрегают остальными участниками движения. "Превышают скорость, идут на обгон, даже если это представляет угрозу для них самих”, - перечисляет Кэмпбелл. Почти каждые 20 минут в стране происходит минимум одна авария,а в течение суток в них гибнут в среднем 11 человек и еще 87 получают травмы
О том, что украинские дороги все больше напоминают поля сражений, говорит статистика ДТП. Почти каждые 20 минут в стране происходит минимум одна авария, а в течение суток в них гибнут в среднем 11 человек и еще 87 получают травмы, констатирует Александр Зубенко, начальник отдела профилактической работы Управления ГАИ МВД Украины. Всего за годы независимости на дорогах погибли почти 140 тыс. человек, что сопоставимо с населением, к примеру, города Лисичанска Луганской области.
Пятикратное увеличение штрафов за нарушение Правил дорожного движения, введенное правительством в 2008-м, привело в 2011 году к снижению числа аварий с пострадавшими почти на 40%. Однако сегодня эксперты убеждены: Украину накрывает новая волна смертности на дорогах. С начала года кривая ДТП снова поползла вверх - в стране произошло уже 12,4 тыс. аварий с пострадавшими, почти на 10 % больше, чем за тот же период 2011-го.
Между тем уровень смертности на украинских дорогах - один их самых высоких на Европейском континенте и составляет 10,6 человека на 100 тыс. населения. Опережают Украину только Россия (20,1) и Греция (11,1). Причины возобновившегося роста числа ДТП - низкая культура вождения, отсталая дорожная инфраструктура, не поспевающая за стремительной автомобилизацией,и ослабление контроля безопасности движения
Причины возобновившегося роста числа ДТП - низкая культура вождения, отсталая дорожная инфраструктура, не поспевающая за стремительной автомобилизацией, и ослабление контроля безопасности движения, в том числе - штрафы, сегодня уже неспособные остановить нарушителя, перечисляют эксперты.
В Украине так и не заработала система видеонаблюдения, давно существующая в ЕС, а действия инспекторов ГАИ направлены не столько на предотвращение аварий, сколько на собственное обогащение, считает Кэмпбелл. "Гаишники стоят в тех местах, где они могут собрать больше всего штрафов”, - добавляет издатель.
На дорогах Украины системный кризис, резюмирует Михаил Берлин, глава Ассоциации без опасности дорожного движения.
Осторожно, водитель!
Геннадий Москаль, нардеп и бывший замглавы МВД Украины, 19 июля 2012 года считает своим вторым днем рождения. Тогда на 105-м километре тpaccы Oдecca - Meлитoпoль - Hoвoaзoвcк при повороте нa Oчaкoв он попал в ДТП, в результате чего получил перелом ребер, множественные ушибы и сотрясение мозга.
Внедорожник Audi, в котором находился нардеп с тремя коллегами, столкнулся с грузовиком, который, по предварительной версии следствия, спровоцировал аварию, выполняя поворот налево, не убедившись в безопасности маневра. Audi Москаля восстановлению не подлежит.
"Жив, и слава богу”, - улыбается депутат.
М-14, как на языке автомобильных карт называется дорога Oдecca - Meлитoпoль - Hoвoaзoвcк, считается одной из самых аварийных в стране. На ней с начала года произошло 74 ДТП, в которых 32 человека погибли и 95 получили травмы.
В топ-пятерку самых опасных трасс входят: Киев - Чоп (77 погибших), Киев - Харьков - Довжанский (71), Знаменка - Луганск - Изварино (51), Киев - Одесса (46) и Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта (34). М-14, как на языке автомобильных карт называется дорога Oдecca - Meлитoпoль - Hoвoaзoвcк, считается одной из самых аварийных в стране
Каждое четвертое ДТП в Украине происходит из-за превышения скорости, а каждое пятое - из-за нарушений правил маневрирования, утверждают в ГАИ, причем большинство столкновений на дороге - следствие сознательного нарушения ПДД.
"Если соблюдать все правила, то в Крым можно двое суток ехать, - косвенно подтверждает этот тезис Алексей Полевой, часто путешествующий с семьей к морю на своем Subaru Forester. - К примеру, дорога Херсон - Армянск узкая и полная фур. Можно, конечно, [соблюдая ПДД] трястись в хвосте пробки и ехать два дня”.
Порой соотечественники не выполняют даже те требования, что обеспечивают их собственную безопасность. На эту тенденцию указывает и Ирина Протасова, автогонщица, победительница этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам: многие водители передвигаются с неработающими поворотными огнями, и спрогнозировать их маневр невозможно.
Тотальное игнорирование правил - еще и результат плохой подготовки в автошколах, полагают эксперты. По статистике, более 40 % ДТП со смертельным исходом случаются по вине неофитов - водителей со стажем от одного до пяти лет. А ежегодно в Украине получают права 600 тыс. человек.
"У меня есть огромное количество моих же подруг, которым мужья или любовники подарили машины, и они, не умея ездить, выезжают, потому что им этого хочется”, - говорит Протасова. Каждое четвертое ДТП в Украине происходит из-за превышения скорости, а каждое пятое - из-за нарушений правил маневрирования
В результате в стране образовалась целая каста водителей, имеющих права, но практически не умеющих водить. К примеру, среди клиентов Олега Герасименко, ведущего инструктора центра повышения водительского мастерства Штурман, таких около 70%.
Одной из причин слабой подготовки эксперты называют недобросовестное отношение к учебе будущих водителей. К тому же если в автошколах стран Евросоюза плата за обучение колеблется от 1,5 тыс. до 3 тыс. евро и ученикам приходится выкладывать немалую сумму и за сдачу экзамена, которая тянет на 75-120 евро, то в Украине обучение обходится примерно в те же цифры, только в гривнях, а за тесты, как правило, платить не нужно.
Кроме того, в странах ЕС невозможно получить права посредством взятки или благодаря связям, как это часто делается в Украине, напоминает Протасова.
Усугубляет ситуацию огромное количество выбоин и ям на дорогах, объезжая которые, водители часто создают аварийные ситуации. Особенно плохо дела обстоят на второстепенных трассах.
"Основные направления стараются поддерживать должным образом, но свернешь куда-то с основной дороги - и все”, - констатирует Андрей Сорокин, предприниматель из Воронежа, часто ездящий через Украину в Европу.
То яма, то канава
Дорожная инфраструктура и система контроля безопасности движения достались стране в наследство от СССР, напоминают эксперты. Все 170 тыс. км украинских дорог прокладывались в условиях советского дефицита стройматериалов, а покрытие трасс рассчитывалось на гораздо меньшие нагрузки и интенсивность движения.
Львиная доля дорог капитально не ремонтировалась в течение 25-50 лет, и, по оценкам специалистов, современным требованиям отвечают чуть более 2 тыс. км украинских трасс, да и то в основном благодаря подготовке к Евро-2012.
Проблема не только в разбитых дорогах, подчеркивает Кэмпбелл, но еще и в том, что они сконструированы без учета нынешних реалий. "Даже на новых трассах, как, например, Житомирской или Харьковской, есть участки, где разрешен разворот, - приводит он пример. - На скоростном хайвее это безумие!” Все 170 тыс. км украинских дорог прокладывались в условиях советского дефицита стройматериалов, а покрытие трасс рассчитывалось на гораздо меньшие нагрузки и интенсивность движения.
К тому же нынешняя сеть отечественных автодорог рассчитана на 60-80 автомобилей на 1 тыс. населения - а фактически их число вдвое больше.
В Украине зачастую не выдерживаются нормативы по ширине полос, делится своими наблюдениями Сорокин: "Есть дорожное полотно - его просто поделили пополам, и все”.
Главным виновником хаоса на дороге он считает государство, которое должно, с одной стороны, заботиться об удобстве для водителей, как это делают в Западной Европе, а с другой - умело оперировать финансовыми рычагами.
В Нидерландах превышение скорости влечет за собой штраф от 155 до 510 евро, во Франции он достигает 1,5 тыс., в Австрии - более 2 тыс., тогда как в Украине - лишь 68 евро. Для многих отечественных нарушителей - обладателей дорогих автомобилей это небольшие деньги.
В то же время ГАИ в своей работе концентрируется исключительно на штрафах, превращая ведомство в карательный орган, считает Кэмпбелл.
"Что сотрудники ГАИ сидят где-то в кустах - с этим не соглашусь, - возражает Зубенко. - Они несут службу на аварийно-опасных участках, в местах концентрации ДТП. Почему-то [люди об инспекторах] не говорят хорошо. Когда необходима помощь [на дороге], все обращаются, прежде всего, к сотрудникам ГАИ, и они такую помощь оказывают”. В Нидерландах превышение скорости влечет за собой штраф от155 до 510 евро, во Франции он достигает 1,5 тыс., в Австрии - более 2 тыс.,тогда как в Украине - лишь 68 евро
Партизанская война между автомобилистами и гаишниками не прекращается, констатирует Полевой, наездивший за рулем 15-летний стаж. Он утверждает, что лично знаком с десятками, если не сотнями водителей, которые в случае нарушения платят не штраф. "Обычно эта сумма в два раза меньше”, - замечает Полевой.
Но даже если бы отечественная автоинспекция относилась к водителям так же предупредительно, как, к примеру, британская, это не решило бы проблему. Эксперты говорят о необходимости не только увеличения штрафов, но и преобразования самой системы штрафования.
Для сравнения: в Великобритании действует система штрафных баллов, предусмотренных за каждое нарушение. Например, за превышение скорости всего на 8 км/ ч водитель набирает три балла, затем его грехи суммируются, а по достижении 12 баллов его лишают прав. Получить их обратно можно, только повторно сдав экзамены, что является удовольствием недешевым - свыше 2 тыс. евро.
Более того, в европейских странах львиную часть нарушений выявляют не дорожные патрули, а фотофиксация, продолжают параллели эксперты. По словам Зубенко, Украина - единственная страна в Европе, где нет такой системы.
Попытка ввести ее при помощи прибора Визирь оказалась неудачной, и сегодня в ГАИ рассматривают предложения инвесторов по установке более совершенных камер в местах концентрации ДТП. В стране, где люди при власти нарушают законы, сложно ожидать от рядовых граждан другого поведения
По мнению Берлина, очень важно обеспечить непредвзятость этого метода, максимально автоматизировав процесс от момента фиксации нарушения и до получения штрафной квитанции. Систeма будет работать, если будут соблюдены принципы равенства и неотвратимости наказания, добавляет эксперт.
А пока, по наблюдениям Кэмпбелла, первыми подают дурной пример анархии на дорогах как раз власть имущие - например те, у кого на номерах значатся буквы ВР, означающие принадлежность к Верховной Раде.
Так, своим марш-броском из Киева в Одессу всего за два часа на скорости 240 км / ч при максимально допустимой 110 км / ч Владислав Лукьянов, депутат от Партии регионов, похвастал на страничке в Facebook.
Чуть ранее украинский сегмент интернета обсуждал другую новость: Пыхьяская префектура полиции Таллинна на два месяца лишила водительских прав местного мэра за превышение скорости на 30 км/ ч и оштрафовала его на 320 евро.
Лукьянов также уплатил штраф, но лишь когда он повторно продемонстрировал возможности своего автомобиля уже на Бориспольской трассе - специально для телесюжета на канале 1+1. Лукьянов утверждает, что хотел показать, что эта дорога позволяет разгоняться свыше 240 км / ч безопасно для других участников движения.
"В стране, где люди при власти нарушают законы, сложно ожидать от рядовых граждан другого поведения”, - резюмирует Кэмпбелл. Шоссе в никуда
Наиболее опасны для автомобилистов дороги востока и юга Украины
Регион
|
Количество ДТП с пострадавшими
в первом полугодии 2012 года
|
Донецкая область
|
1.529
|
Днепропетровская область
|
1.148
|
Харьковская область
|
1.106
|
Одесская область
|
1.017
|
Киевская область
|
881
|
Киев
|
881
|
Львовская область
|
693
|
Луганская область
|
688
|
Крым
|
543
|
Запорожская область
|
469
|
Полтавская область
|
439
|
Херсонская область
|
284
|
Житомирская область
|
265
|
Черниговская область
|
253
|
Сумская область
|
249
|
Черкасская область
|
218
|
Николаевская область
|
202
|
Севастополь
|
199
|
Винницкая область
|
196
|
Хмельницкая область
|
193
|
Закарпатская область
|
177
|
Волынская область
|
175
|
Ивано-Франковская область
|
151
|
Кировоградская область
|
136
|
Ривненская область
|
136
|
Тернопольская область
|
123
|
Черновицкая область
|
106
|
Всего
|
12.457
|
Самые
опасные трассы
Дорога
|
Протяженность, км
|
Количество ДТП с пострадавшими в первом
полугодии 2012 года
|
Количество погибших в ДТП в первом
полугодии 2012 года
|
Количество травмированных в ДТП в
первом полугодии 2012 года
|
М-03 Киев-Харьков-Должанский (на Росто-на-Дону)
|
844,2
|
225
|
71
|
321
|
М-04 Знаменка-Луганс-Изварино (на Волгоград через Днепропетровск,
Донецк)
|
566,9
|
131
|
51
|
158
|
М-05 Киев-Одесса
|
453,3
|
119
|
46
|
147
|
М-06 Киев-Чоп (на Будапешт через Львов, Мукачево, Ужгород)
|
821,5
|
221
|
77
|
305
|
М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск (на Таганрог)
|
624,3
|
74
|
32
|
95
|
М-18 Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта
|
682,6
|
142
|
34
|
213
|
Данные
ГАИ Берегись автомобиля Украина входит в число стран, где на дорогах гибнет наибольшее количество людей
Страна
|
Количество погибших за год
в ДТП на 100 тыс. населения
|
Россия
|
25,2
|
Литва
|
22,4
|
Украина
|
21,5
|
Черногория
|
20,4
|
Латвия
|
17,9
|
Грузия
|
16,8
|
Беларусь
|
15,7
|
Словакия
|
15,1
|
Греция
|
14,9
|
Эстония
|
14,7
|
Польша
|
14,7
|
Хорватия
|
13,6
|
Турция
|
13,4
|
Румыния
|
12,7
|
Венгрия
|
12,3
|
Чехия
|
12,0
|
Португалия
|
10,4
|
Бельгия
|
10,2
|
Италия
|
9,6
|
Испания
|
9,3
|
Ирландия
|
8,5
|
Австрия
|
8,3
|
Франция
|
7,5
|
Финляндия
|
7,2
|
Германия
|
6,0
|
Израиль
|
5,7
|
Великобритания
|
5,4
|
Швеция
|
5,2
|
Норвегия
|
5,0
|
Нидерланды
|
4,8
|
Данные ВОЗ
Кто виноват
Львиная доля ДТП случается из-за нарушения участниками движения правил дорожного движения
Основные причины ДТП с пострадавшими:
23,6% - превышение скорости
19,3% - нарушение правил маневрирования
7,1% - переход проезжей части в неустановленном месте
6,9% - нарушение правил проезда перекрестков
6,9% - несоблюдение дистанции
6,6% - выезд на встречную
6,4% - вождение в нетрезвом состоянии
5,9% - неожиданный выход пешехода на проезжую часть
5,4% - нарушение проезда пешеходных переходов
2,6% - пешеход в нетрезвом состоянии
9,3% - другое
Данные ГАИ
Степень удовлетворенности уровнем безопасности на дорогах среди украинцев
71% - в целом не удовлетворены
21% - в целом удовлетворены
8% - затруднились ответить
Факторы, которые, по мнению респондентов, чаще всего приводят к ДТП (возможны несколько вариантов ответов)
72% - человеческий фактор
34% - состояние и оснащение дорог
31% - безнаказанность
23% - техническое состояние транспорта
3% - другое
1% - затруднились ответить
Данные Ассоциации Безопасности дорожного движения, Международного фонда Единый мир
|