ГАИ начнет разыскивать и арестовывать машины с просроченными кредитами
Госавтоинспекцию обязали разыскивать для банков заложенные по просроченным кредитам автомобили. Об этом говорится в официальном сообщении Кабинета Министров, который на прошлой неделе внес изменения в порядок временного задержания и хранения транспортных средств. По словам министра юстиции Александра Лавриновича, постановление правительства принято во исполнение ст. 40 закона «Об исполнительном производстве».
Согласно нему, Государственная исполнительная служба начнет вносить данные о разыскиваемых банками машинах в единую базу данных ГАИ «Угон». Так что если финансисты захотят при помощи милиции найти авто по просроченному кредиту, им достаточно будет подать иск о взыскании залога по проблемному займу и ходатайство по аресту авто, и получить соответствующее постановление суда. После этого госисполнитель сам свяжется с ГАИ, и милиция будет разыскивать кредитную машину так же, как и автомобили, находящиеся в угоне (разыскивать и ставить на штафплощадки).
Милиционеры могли разыскивать и арестовывать кредитные автомобили и до постановления Кабмина, однако не обязаны были это делать, согласно действующей нормативной базе. И поэтому крайне редко помогали банкирам ловить за руку скрывающихся должников. «Мы неоднократно предлагали департаменту Госавтоинспекции МВД внести в единую базу данных «Угон» данные об автомобилях, разыскиваемых Государственной исполнительной службой. Но нам отвечали, что такие машины в эту базу не заносятся, а информация о них просто доводится до сведения работников автоинспекции. Оставалось лишь догадываться, как именно ее получали рядовые сотрудники ГАИ. Однако в практике нашего банка были случаи, когда должник полдня сидел в своем автомобиле, блокированный банком и госисполнителем, а три милицейских экипажа, по очереди вызванные по «02», отказывались арестовывать машину и вообще вмешиваться в происходящее», — рассказал «ДС» директор департамента правового обеспечения АО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий.
Если верить банкирам, то до сих пор отечественных заемщиков, находящихся в бегах вместе с кредитными авто, чаще всего разыскивали две службы: Государственная исполнительная (действующая во исполнение судебного решения) и служба безопасности самого финансового учреждения. «Например, наш банк за прошлый год разыскал около полутора десятков машин, и практически все либо своими усилиями, либо при помощи госиполнителей и арбитражных управляющих», — сообщил «ДС» директор департамента по работе с проблемными активами физических лиц VAB Банка Дмитрий Жаданов. К слову, украинские водители достаточно часто пускаются в бега после того, как понимают, что больше не в состоянии гасить свои автокредиты. И разыскать удается далеко не всех: в большинстве случаев их месяцами не могут найти по месту их жительства. «В среднем отечественным банкам удается разыскать только 70% залоговых автомобилей, собственники которых перестали обслуживать займы», — отметил в разговоре с «ДС» начальник управления по работе с проблемной задолженностью «Банка Национальный кредит» Андрей Вдовиченко. «Из 200 автомобилей, находившихся в розыске нашего банка в 2011 г., нам удалось найти и изъять у заемщиков 66», — дополнил его Александр Ярецкий.
По словам финансистов, в прошлом году чаще всего возникали проблемы с розыском водителей, оформивших автокредиты в Одесской, Днепропетровской, Харьковской и Донецкой областях. При этом средний размер задолженности по ним составлял от 50 тыс. грн. до 70 тыс. грн.
После того как вместе с исполнителями и банкирам кредитные машины начнут разыскивать работники ГАИ, результативность поисков, даже по самым скромным прогнозам, вырастет на 20-25% (хотя финансисты опасаются, что угнанные заемщиками машины чаще будут разбирать и продавать по частям). Но и после этого финансисты не перестанут перестраховываться и при оформлении новых автокредитов оформлять не только стандартный залог — машину, но и дополнительное обеспечение — финансовое поручительство третьих лиц. «Это неплохая подстраховка для банка. Ведь поручители впоследствии могут куда быстрее, чем банк, найти заемщика и доходчивее объяснить ему, что нужно гасить просроченный кредит либо передавать финучреждению залог», — отметил Дмитрий Жаданов.
Еще чаще финансисты собираются проверять состояние самих залогов: если в 2010-2011 гг. водителю достаточно было лишь раз в год демонстрировать банку свою машину, то в 2012 г. придется делать по два-три раза в год (чем чаще банк инспектирует залог, тем меньше тревожится за его сохранность). Четкие сроки осмотров штрафные санкции за их невыполнение теперь вносятся в договор. Некоторые банки планируют идти еще дальше: страховать заложенные по кредитам автомобили от угона самими заемщиками (чтобы в случае исчезновения клиентов погасить ущерб за счет страховой компании). Правда, таких пока единицы. Источник О том где в Украине установлена система видеоконтроля автомобильных номеров "Рубеж" вы можете в разделе "Полезные законы для водителя"
|